?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 June 2013 @ 11:59 am
Джони, за что?! Системный анализ iOS7  
UPD. Ищу инвайт на Хабрахабр для публикации этой статьи!

Привет!
Выпуск iOS 7 вызвал у меня тяжёлые чувства. Я смотрел обзоры, читал мнения экспертов, но так и не услышал того, что хотел сказать сам. Поэтому я решил что не могу молчать и провел системный анализ новой операционки с точки зрения дизайнера. Попытка осознать, что это всё значит для пользователя, дизайнерского сообщества и самой компании.


Предпосылки

Форсталл создал две  эталонные операционные системы - Mac OS с её интерфейсом Aqua и iOS. Но не удержался и откровенно заигрался в скевоморфизм. Сначала всё было очень здорово, но в последнее время... Некоторые приложения стали напоминать визуальную репрезентацию популярного на американском (теперь и на русском) ТВ стиля разговора с публикой как с недоразвитыми.
OS-X-Lionmzl.rardyswe
Посмотрите на Photobooth и iMovie. Ощущение что мне через экран говорят "утю-тю, посмотри какая тут сценка, а вот какой тут занавес, а вот посмотри какая тут кнопочка, утю-тю!". Чрезмерная иллюстративность, какое-то подобие ролевых игр на шоу Малышевой - это чересчур. Но увольнение Форстала, столь долго работавшего над системой, её создателя - это было ещё более чересчур, это была роковая ошибка.


Стив (да, мой добрый приятель Стив ;) играл на разности подходов и вкусов Форстала и Айва. Один приверженец скевоморфизма, другой - ярый минималист, яркие противоположности. Именно эти противоположности, именно их соединение, сплав, породили тот неповторимый стиль Apple, сочетающий в себе и выверенный, строгий облик, и человеческую теплоту.

В работах Айва ярко видно стремление к совершенству в лаконичности. С каждым новым проектом его линии становятся всё более выверенными, всё ближе к идеалу. Но природа идеала в том, что он скучен. Он вызывает восхищение, но не вызывает эмоциональной привязанности. Самым важным в продуктах Apple всегда было впечатление, ощущение от продукта, от общения с ним, и "подражательный дизайн" обеих операционок очень удачно балансировал холодность алюминия. Убрать Форсталла здесь - значит непременно нарушить баланс. Но он уволен.


Последствия

Они уже достаточно тяжелы и вряд ли обратимы. Новая iOS лично меня шокировала. При чём не той холодностью и выветренностью линий которую мы видели в железе, а скорее наоборот, неаккуратностью, непродуманностью и абсолютной безличностью.
Вообще, надо понимать, что iOS это не просто операционка, это экосистема, её дизайн это ориентир для всех приложений. Но при этом сама она ничего не диктует. Это метроном - он не играет свою партию, а задаёт ритм.
Поэтому революция после 6ти лет эволюции - это очень грубо. Нельзя менять такие вещи так резко, получается даже не революция - вооружённый переворот. И ладно если бы он открывал новые горизонты и уникальный дизайн нового времени, как первый вариант iOS, нет, он слишком много подражает, копирует, перенимает и выполнен очень спорно даже с профессиональной точки зрения.

Чем глубже погружаешься в изучение нововведений в системе тем ярче начинает быть заметен один важный момент - между профессиями графического/UI и промышленного дизайнера разница очень велика. Семёрка отрисованна во многом непрофессионально, решения непродуманы и неудобны. Неужели Айв оказался в роли новичка? Кажется, именно так, и это показывают многие детали.


Разбор полётов. Дизайн

Первое что бросается в глаза это иконки.
С первых дней работы дизайнером я уяснил: градиенты от тёмного наверху к светлому снизу - это плохо. Они, в отличии от светлого наверху и тёмного внизу, которые создают достоверное ощущение объёма, выгнутой поверхности подсвеченной сверху, выглядят плоско и дёшево, ломая восприятие объёма в изображении. Приблизительно так же воспринимаются переходы от одного цвета к другому когда верхний цвет визуально более насыщен чем нижний. Здесь мы видим обилие таких градиентов.
Dock_7
Иконки решительно никак не сочитаются друг с другом, здесь и "flat style"-минимализм, и скевоморфизм, и нечто настолько нелепое, чему ещё даже не дали научного обозначения.
diffIcons
Кстати, на этих примерах видно, что погоня за минимализмом (в данном случае отказ от теней) сыграл злую шутку. Иконки, а часто и их подписи просто сливаются с фоном.

"Настройки" и вовсе - какой-то стим-панк
Settings7

Заставляют заострить на себе внимание эти два экземпляра:
7_iTunes
Вам не кажется что здесь есть какая-то дисгармония?..
Вот для примера старые варианты
6_iTunes
выстраиваем руллеры по закруглениям иконок:
6_iTunes_rullers
7_iTunes_rullers
С какого дуба рухнул рисовавший их дизайнер? Про безалаберно сдвинутую от центра какую-то расплюснутую "нотку" промолчу. Про цвета тоже (о них ниже). Но здесь же на лицо диспропорции! Посмотрите как точно соответствуют границы закруглений и пиктограмм на иконках из 6ки и какое нецензурное безобразие мы видим в семёрке!
Они убийственно примитивны и неинтересны.
Углы стали более закруглёнными - шаг ничего, кажется, не меняющий, но совершенно неоправданный и нарушающий очень тонкий баланс. Вообще, игра с закруглениями очень сложна, чуть больше, чуть меньше - уже не то. В iOS с первой версии был очень точно найден баланс. Здесь - уже не то. Мне вспоминаются бездарно скруглённые углы Galaxy S3-4 и вот это чудо природы с его иконками:
nokia-9502Зачем, зачем это нужно было делать вообще? Что не устраивало в старых, гармоничных, выверенных и проверенных годами формах? Нововведение ради нововведения, добавляющее головной (и просто) боли разработчикам и дизайнерам, ломающее выверенность интерфейса. И оно не единственное в этом ряду.
Цвета иконок ядовиты, чересчур ярки и "какие-то детские", всё это на фоне бело-серой гаммы интерфейса. Несмотря на стремление к максимальной лёгкости, разгруженности интерфейса и минимализму мы напротив получаем визуальный сумбур и перегрузку.

iOS всегда как раз отличалась сбалансированностью между деловой, "взрослой" сдержанностью и некоторыми элементами дарящими детский восторг первооткрытия чего-то нового, какие-то маленькие и незаметные сперва, но очень важные детали. Например, когда вы видели вращающийся вслед за наклоном телефона ползунок в приложении "Музыка" появлялось ощущение что это не просто бездушная железка. Нет, она сделана живыми людьми, с заботой о пользователе даже в самых мелких деталях, с любовью к своему творению. И такие моменты были разбросаны по всей системе, она была живой и тёплой, но при этом стильной и выдержанной. Семёрка - нет, в ней ничего этого не осталось.

Стремление к лёгкости, повсеместное выкорчёвывание текстур, теней, попытка стереть границы между элементами интерфейса и максимально их упростить привели к обратному - к усложнению восприятия, неочевидности и перегруженности.
Сравниваем:
iphone_5_privacysettings-ios-7
И так, в 7 у нас пропали незаменимые для быстрой и интуитивной работы в интерфейсе особенности:
Пропал контраст - теперь нужно вглядываться в тонкие надписи. Всё стало более тонким и менее заметным
Пропала цветовая дифференциация - теперь невозможно быстро определить по цвету "а что это за иконка, что она обозначает?", а это один из самых быстрых способов ориентации
Пропали внятные разделители. Вообще, чтобы что-то увидеть надо вглядываться.
Серая каша.

Там где не надо - контраст снижен. Как раз в меню его теперь не хватает, светло-серые переключали еле заметны и растворяются на белом фоне. А там где контраст не нужен, где начинает забирать на себя слишком много внимания - он есть. Взгляните
topBars
В всё том же стремлении к лёгкости были убраны границы логических элементов интерфейса: статус бар - заголовок программы - экран программы. На первый взгляд должно стать свободнее, ведь деталей меньше? А вот и нет! Напротив, теперь они все в одной куче, хотя друг к другу отношения не имеют. Так же и со шрифтами - заголовок программы слишком выделен (но я ведь и так уже знаю в какой я программе?) а элементы меню наоборот, выполнены тонким, плохо читаемым шрифтом.
Здесь же заметно ещё одно странное, нелогичное изменение ради изменения - индикатор силы сигнала. Теперь это не "столбики", а кружки. Занимают в полтора раза больше места. В то же время мы до сих пор не можем убрать название оператора. Где логика?
Вовсе бредовое и неудобное решение - например, изменить способ вызова Spotlight с логичного перелистывания экранов на абсолютно не интуитивный свайп из центра. Таких решений не мало, и мне кажется они не имеют права на жизнь, исключительно ухудшая инстинктивность системы

Приложения - это совсем грустная тема. Они стали настолько скучны и безличны, что пользоваться ими не очень хочется...
apps
(НЕТ! Я не слушаю Михайлова, это не мои скриншоты!)
Ну как, сразу узнаёте где музыка, где сообщения, где календарь не правда ли?)
Какая там эмоциональная привязанность? Теперь эти аппы скучны и серы как... Даже не знаю как что. Они как PowerPoint и WordPad - просто есть, но сами никакие и пользоваться ими совсем не хочется.

Посмотрим поближе на календарь
7_calendar_2
Снова обращаю ваше внимание - совершенно никакого разделения логических групп элементов интерфейса. Здесь у нас есть (должны быть) следующие группы: статусная строка, заголовок с кнопками, строка дней недели, сам по себе календарь, нижние меню. Где вменяемые разделители между ними? Всё в одной куче. Первые три группы вообще никак не разделены. Это приводит только к сумбурному восприятию происходящего.

На презентации иконки меня убили сразу. Но ещё до того, на первых кадрах ролика я всё понял. По одной маленькой детали
7_lockscreen_arrow
Стрелочка локскрина. Не знаю почему, но она сразу мне всё сказала - ничего хорошего ждать не надо...
и буквально через минуту я убедился что это правда
ku-xlarge
Потрясающий, сбивающий с ног дизайн! У меня такие шедевры получаются только когда я очень спешу и пытаюсь впихнуть в уже готовый дизайн кучу дурацких поправок клиента, лишь бы отвязался. Это сделано в Apple? А мне кажется что это сделано на халтурку учеником захолустного ПТУ. Почему?
Во-первых элементы просто набросаны один на другой, видимо, в условиях недостатка пространства. Их очерёдность никак не диктуется смыслом или удобством пользования. Многого нужного нет (отключение 3g, например), но зато есть таймер и калькулятор. Как будто в противовес "куче моле" элементов приложений здесь сделаны очень контрастные и жёсткие границы, хотя как раз здесь они и не нужны - с одной стороны снова перегрузка, с другой просто самих элементов не так много чтобы их так разделять. Почему открывается эта шторка только на три четверти? Тоже непонятно. Почему иконки сверху - круглые, а внизу квадратные? Так же не ясно.
А самое главное - линии иконок настолько тонкие, настолько они сами не контрастны, что часто вовсе невидны.
Приблизительно то же можно сказать о новом центре уведомлений.
Кстати, обратите внимание, что прозрачность часто делает элементы похожими не на матовое стекло через которое что-то просвечивает, а на серую, пятнистую кашу. Хотя в некоторых случаях, особенно с контрастными иконками/картинками на фоне выглядит она потрясающе красиво! Очень хорошее (хотя и что-то напоминающее...) решение, однако оно почти погублено неудачной реализацией.

Facetime и "телефон" вызывают так же не мало вопросов. Какое отношение их внешность имеет к их предназначению?

Очень разочаровали новые "жиденькие" папки. Видно в них что либо так же посредственно
IMG_0186IMG_0199

Любопытная деталь - в то время, когда все приложения уходят от нас в "абстрактный флэт-стайл" мы видим новую "камеру"...
7_camera_1
Вроде тоже ни намёка на скевоморфизм. Но ведь шрифты явно отсылают нас к фототехнике 70-80х. Названия режимов перекатываются на "барабанчике", это хоршо видно по надписи "pano". Кто-то всплакнул по старине Форсталлу?)

А вот и второй "венец творения" после контрол-центра
completely-close-out-running-applications-iphone-ios-7-save-battery.w654
Очень сложно связать нижний, сдвинутый по отношению к скриншотам ряд иконок и сами скриншоты приложений. Постоянно отображаются так же и закрытые (!) приложения. Но главное - почему при таком обилии концептов и твиков, очень элегантно решающих эту задачу нужно было так бездарно КОПИРОВАТЬ Andriod???

Система слишком забивает восприятие собственным дизайном. А это не правильно - свобода самовыражения должна быть у приложений. И сама её внешность слишком банальна. Каждый раз после кучи концептов я сомотрел на реальную систему и думал - "да, это не то что фантазируют какие-то школьники, это - вещь!". Сейчас я смотрю и думаю - "это какой-то бесвкусный, бредовый концепт".


Индивидуальное восприятие

(Здесь я специально сильно сгущаю краски и утрирую, это всегда был лучший способ проанализировать впечатление от дизайна и найти точки напряжения)

iOS всегда дарила пользователю ощущение интимности и безопасности, защищённости от посторонних взглядов. Весь дизайн системы об этом говорил. В новой версии, с злоупотреблением светлыми оттенками, особенно белым, ядовитыми цветами иконок, стиранием границ между элементами интерфейса, у юзера больше нет того ощущения. Теперь там холодно, никакой защищённости.
Должен признаться, я всегда не любил Android за неаккуратность, непродуманность, но больше всего отличилась бездарнейшая оболочка от Samsung TouchWiz. Когда пользуешься ей ощущение что сидишь в луже, которое подкрепляется постоянным бульканием из недр смартфона. Это антипод iOS. Но "семёрка" пошла на сближение с ним! Мне там больше не комфортно, я как выставлен на витрине перед всем интернетом...
Они опустились на уровень тех, кому всё равно что они делают, всё равно талантливо это или бездарно, которых интересует только то, сколько им приносит это прибыли

Если говорить эмоционально, то мне в разговоре о iOS 7 приходит ассоциация - жидкий.


Влияние на мир дизайна или "я ухожу из профессии!"

Слишком сильная харизма самой системы не даёт свободы самовыражения для приложений. И минимализм, как ни странно - весьма харизматичен! Посмотрите на очень интересное дизайнерское достижение - Metro. Я очень люблю его, но система обладаем серьёзным недостатком - она слишком жёстко диктует рамки для приложении, и получается что "все заборы - одним цветом". Как не странно, сдержанный скевоморф даёт больше свободы. Именно так было в iOS - приложения были самых разнообразных стилей: плоские, выпуклые, подражательные и аскетичные, и все смотрелись гармонично.
После анонса я немного пообщался с коллегами-"мобильниками". Я несколько раз слышал, хотя и полу в шутку но с грустью в голосе - "Из профессии уходить что ли?". Действительно, годами устанавливавшиеся традиции дизайна мобильных приложений сломлены.
Я, кстати, не очень представляю в новой системе например такие иконки
icons_800px
Apple убивает целый мир, созданный ей же самой, прекрасный мир живого, тёплого дизайна, не оставляя ему даже шанса.

Да, и вы представьте, хотя бы, какую титаническую работу нужно проделать чтобы увеличить это дурацкое скругление углов!!! Проще нарисовать новую иконку. На это и рассчитывают что ли?


Политический аспект

И так, теперь мы увидели что новая система просто непрофессионально отрисована. И, наверное, это дейсвительно вызвано тем что гениальный Айв занялся не своим делом и оказался в положении новичка. Но есть и другой аспект, и он куда хуже.
Появилась информация, что Айв решил пересмотреть процесс работы над системой:
"Ранее все элементы, в том числе и иконки создавались командой, которая занимается непосредственной разработкой дизайна приложений. Главный дизайнер компании Apple Джонатан Айв изменил структуру работы. Теперь в процесс включен и отдел маркетинга, который не просто участвует в обсуждении, но и создает свою версию нового дизайна. Именно их труды мы можем лицезреть на данный момент времени в iOS 7".
Это худшее что можно было придумать.
Истина рождается в споре? Нет! У вас никогда не получился цельного и выверенного продукта когда ваши подчинённые "демократическим путём" тянут всяк в свою сторону и решают какие детали какими должны быть. Пусть так работают бездари в Google. Здесь нужен диктат, чёткая линия которой следуют все, цельное видение конечного результата, то, что было при Джобсе. Иначе - ничего не выйдет. И становится хорошо понятно, почему эта система так похожа то на Android, то на Win Phone, почему она не показывает нам новый уникальный дизайн а перенимает модные ныне, сиюминутные дизайнерские веяния и тенденции. Это непозволительно для Apple. НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО! Это предательство её основ, это катастрофа для и компании и мира дизайна.

Эта система попирает самые основы, даже гайды Apple по дизайну.

Кук предстал очень недальновидным человеком. Он не мог не понимать, зная об отношении Айва к Форсталлу и его творениям, что получив над нимим власть Айв разрушит их до основания. Так и происходит. Система стремительно теряет своё лицо, компания теряет своё лицо.
Apple всегда была над миром дизайна, как гуру, если хотите. Теперь я вижу что её дизайнеры - одни из многих, и не самые лучшие.
Она прогибается и заимствует идеи и их воплощение на самых бездарных и бесвкусных примерах, при чём у тех, кто нагло воровал у неё. И сама воплощает их на уровне дизайнеров Самсунга. Неужели это вкус большинства? Если так - К ЧЁРТУ ЭТО БОЛЬШИНСТВО! Если бы Джобс слушах его, Apple никогда бы не стала собой.

Я не уверен что что-то ещё возможно исправить. Но если этого не сделать, "семёрка" станет началом конца. Как в прошлый раз уход Джобса стал началом конца Apple. Но он уже не вернётся.

Кстати, если на iOS6 мы ещё сможем посидеть год-два (а потом перейти на Windows Phone;)) то я лично очень переживаю за Mac OS. Если мы лишимся и её я никогда не прощу Айва!


Что надо было сделать?

Буйный скевоморфизм часто становится неопрятным. Это произошло и с айОсью. Например, если сравнить старую клавиатуру и новую, я почти однозначно за новую - она практически такая же, но гораздо аккуратнее, чётче
keyboard
Но, правда, всё же слишком плоская ;)
Систему нужно было просто причесать, приглушить кричащие текстуры, чуть-чуть обуздать градиенты. Нужно было придать линиям больше чёткости. Не более! Жизнь такой системы должна проходить в эволюции, революция её убъёт. Тем более такая революция.

А если хотите повернуть мир дизайна от скевомрфизма (от которого он и так постепенно поворачивается, спасибо Microsoft) нужно было показать пример собственными приложениями. Сейчас, прямо скажем, пример этот - тоска зелёная серая.


А что делать теперь?

Отдел маркетинга навечено лешить доступа к Фотошопу.
Джонатону Айву - немедленно взять полный контроль над всем, решительно всем в системе. Лучше неделями не спасть по ночам и собственноручно отрисовать каждую иконку чем после таких успехов в мировом дизайне остаться в истории как создатель "этой ужасной семрёки". Но лучше (и даже неообходимо) будет полностью отказаться от уже сделанного и просто причесать дизайн iOS6. Иначе сэру Айву до конца жизни придётся сожалеть о таком решении.
Куку - чтобы не быть съеденным вспомнить крутонравого Джобса и поставить всех по струнке смирно. Не давать милимализму править бал в системе и вернуть баланс сил "абстрактного" и "подражательного" дизайна, восстановить прежную структуру работы над системой. Главное сейчас - умеренный консерватизм и осторожность.


Что мы можем сделать?

Закидать бассурман гневными требованиями вернуть старый дизайн, например написать сюда, подписать петицию или отправить на адрес tcook@apple.com и Feedback@apple.com что-то типа этого:

"Dear Apple,
I was always a big fan of your work and products, you was inspiring me for years and years and you're product was always the best. But we, both your fans and tipical users, dislike new iOS7 so much, that we'll never use it! It's like a nightmare for us to see it! We're affraid it could be the start of the end for Apple, at least the end of our use of your products. SO, FU*** BI***, OPEN YOUR EYES AND BRING BACK iOS6 STYLE!
Truly yours

Anri"

Если не одно такое (ну, не обязательно точно такое)) долетит до Apple, если они поймут что нам это не нравится - я думаю они всё же могут передумать. Иначе...


P.S.

В завершение - несколько откликов обычных пользователей под одним обзором. Собственно, всё что стоит сказать об этой системе:

"Да, смотря сравнительные скриншоты до и после, впечатляет, насколько слили то удобство и эргономичность, что была раньше. Шрифты, Сплошная белёсость, лаконичная каша с плохой наглядностью. Календарь... ну и говно. Калькулятор – ****. Диктофон вообще выпилили, видать, кому-то он сильно мешал. Некоторые пишут, мол "надоело". Как-будто это игрушка (хотя, может для них смарт и есть игрушка). Типа, нового чего-то захотелось. А через дверь вам не надоело выходить? Может нужна какая-то новизна, типа, можно через окно теперь. Ничего, что будут переломы, главное, что новое! А на унитаз вам не надоело ходить? Может стОит попробовать в комнате? Зато что-то новенькое! Видимо, толпе мало фана по телеку, надо и здесь тоже, лишь бы новое, и ниип*т, что там вытворят."

"Жаль, что теперь это потеряно. iOS, как оказалось, больше не будет глотком свежего воздуха в мире уродливых бездушных вырвиглазных интерфейсов."

"Без сквеморфизма, apple унылое, однообразное г. Айв лишит операционку индивидуальности. Т.е. кастрирует ее. Людям нравятся вещи, сделанные из красивых качественных материалов. И на экране та же история, приятнее видеть контакты похожие на телефонную книжку, калькулятор похожий на реальный калькулятор, а не одинаковые квадраты с надписями. Кстати W8 Айву в руки, или пора менять кампанию. Все производители пытаются выделить индивидуальность именно своих устройств, но не всем похоже понятны такие простые вещи, жаль."


P.P.S.

Уже после написания статьи увидел концепт. http://www.behance.net/gallery/iOS-7-Redesign/9271243. Не бесспорно, но очень инетерсно! Этот человек ведь смог профессионально нарисовать интерфейс? А Apple???
Если бы iOS7 была такой, мне бы понравилось.
 
 
Current Music: Tu-tu-tu-tu-du, tu-tu-tu-tu-du, tuuuuu
 
 
 
avers_ionavers_ion on June 24th, 2013 02:54 pm (UTC)
Очень понравилось мнение, наверное первое адекватное.
Сам в шоке от iOS 7, и не то что наверное самая сырая из DP систем, а именно из-за опасения за будущее.
Плеером уже в 6 оси невозможно было пользоваться, в 7 он мало того что плохо работает, так ещё и интерфейсом невозможно пользоваться.
Уже больше 10 лет программлю под OS X и главной ценной фишкой системы как для разработчика так и для пользователя считаю AHIG. Взял в руки iphone c iOS 7 и мозг взорвался, от чувства падения в хаос, такое же чувство испытываю пользуясь телефоном от Самсунга, т.к. внешний вид UI элементов часто не имеет никакого отношения к тому что на самом деле делают эти элементы.
Ещё одна проблема это ресурсы, многие приложения используют ресурсы которые гармонируют с системой, а часто повторяют с расширением возможностей, теперь не ясно что с ними делать, такое коренное изменение требует переделки всего UI для iOS 7, что автоматом приведёт к ужасному виду на предыдущих системах или же отслеживанию версии системы и использованию второго набора ресурсов, для систем меньших чем 7, что увеличит размер приложения.
Андрейpalmindesert on June 25th, 2013 02:46 pm (UTC)
Да, у меня такие же ощущения. Как-будто кто-то дорвался и с бешеным энтузиазмом уничтожает всё, что делает систему уникальной. Меня это поразило, Apple никогда так не поступала. Большинство старых приложений ещё более-более менее хорошо смотрятся в новой системе, но ведь девелоперы уже начинают подстраивать свои творения под новую внешность... Поэтому я так и сказал - "Apple убивает мир дизайна". Скоро всё свалится в эту плоскую, серую кашу...
А скругление иконок? Кому пришло в голову его менять, зачем?
Ощущение, что дизайн-лаборатории Apple захватили корейцы)
avers_ionavers_ion on June 25th, 2013 03:30 pm (UTC)
Откатил сегодня телефон на шестую прошивку, первый раз получил кайф от даунгрэйда. Обычно возвращаясь к старому чувствуешь как быстро привык к новым фишечкам и рюшечкам и старая выглядит как "уже не торт". Так с предыдущими было. А тут нет, реально вздохнул с облегчением, в 6 всё чётко и понятно. Как же хочется надеяться, на то что семёрка ещё сырая, не только по коду, но и по дизайну, но к сожалению вероятность этого очень мала.
Андрейpalmindesert on June 25th, 2013 03:42 pm (UTC)
Да, вероятность мала. И скорее всего Apple не послушает мнения пользователей, оставаясь "верной себе". Смешно надеяться на то что в силах что-то изменить, но седеть сложа руки не могу)
На Хабре эта статья прошла в "песочнице" незамеченной, сейчас ищу кто даст инвайт и перевод на английский)
avers_ionavers_ion on June 25th, 2013 06:48 pm (UTC)
Сейчас такой шквал информации, не реально пробиться в топ, не представляя крайней позиции.
Я был приятно удивлён, когда увидел вашу адекватную оценку и больше удивлён, что я её увидел.
Андрейpalmindesert on June 26th, 2013 11:10 am (UTC)
Если не сейчас то потом уже GM и релиз, поздно будет.
Андрейpalmindesert on June 26th, 2013 11:11 am (UTC)
спасибо, мне приятно что не напрасно писал всё это
Андрейpalmindesert on June 25th, 2013 02:50 pm (UTC)
Очень приятно, когда понимаешь что не один ты так думаешь
Broken Swordstrashny_son on June 24th, 2013 07:39 pm (UTC)
мне лично iOS7 напомнил экран "тожесмартфона" Nokia Asha 101.
Андрейpalmindesert on June 25th, 2013 02:49 pm (UTC)
До прихода Microsoft нокиа вообще тяготила к таким странным формам.
Владимир Медведевmedvedevphoto on June 30th, 2013 09:25 am (UTC)
Классная статья. Написано живо и профессионально. После выхода iOS7 искал какого-то хорошего анализа - но "профессионалы", которые переводят всякую чепуху с запада не осилили сделать такой логичный и тёплый пост.

Хотя во многом я с Вами не согласен. Минимализм очень крут, и он мне очень нравится. Но он должен быть идеально продуман. Надо чтобы за каждым штрихом скрывался какой-то смысл, подсказка и т.д. То, что сделали в 7-й оси - лишь на 30% минимализм. Иконки это не минимализм. Градиенты эти, и вообще... бррр. Нет там минимализма! Вот если бы все иконки аппла состояли бы из одного цвета - это был бы минимализм. И сделать такую цветовую кодировку для всей системы. Вот это было бы сильно. И ни к чему бы не обязывало сторонние приложения, кстати. Даже наоборот.

Я могу сказать, что старая ось была плоха. Эта "диафрагма-затвор" в камере. Очень много подобной безвкусицы. Так получилось, что перед тем, как увидеть оригинальный айфон - я увидел китайскую подделку. И я посмотрел на всё это и сказал - у китайцев никогда не было вкуса. А потом оказалось, что дизайн на 99% совпадает с оригинальным. Он реально был по многим пунктам убог, и давно было пора его менять. Сделали во многом хуже, но некоторые пункты реально радуют глаз.

И ещё - я не согласен, что копировать это плохо. Надо было им взять всё самое лучшее из разных систем, концептов и твиков. А они взяли непойми что.

ps
"Почему открывается эта шторка только на три четверти? Тоже непонятно. Почему иконки сверху - круглые, а внизу квадратные? Так же не ясно." Потому, что по нажатию на квадратные иконки - открывается приложение, а при нажатии на круглые - только включается/выключается какая-либо функция. =)

Блютус, кстати, бестолку так включать - автоматом он не хочет к машине цепляться.

Edited at 2013-06-30 09:29 am (UTC)
Андрейpalmindesert on June 30th, 2013 10:55 pm (UTC)
Я очень рад получить такой комментарий! :) Очень часто говоришь как в трубу, либо не замечают, либо оппонентам застит глаза фанатизм. Я раньше не замечал, а у Apple, оказывается, тоже, так же как у Google есть абсолютно непробиваемые фанатики)
Я редко пишу и совсем не ожидал такой оценки. Спасибо!

Проблема пока в том, что не получается продвинуть эту статью. Ещё лето, мёртвый сезон... Я отправлял её на Хабрахабар, но инвайта не получил. Переведу и распространю в американском интернете. Конечно, несколько наивно, Айв её не заметит, а если и заметит то не прислушается. Но безучастно смотреть на происходящее тоже не могу)

Про минимализм согласен с Вами - он обязывает к перфекционизму. Любая неточность, ошибка, даже самая маленькая, заметна при нём гораздо острее. В прошлой айОси много было несовершенств. Но скевоморфизм во многом прощает их - он копирует реальный мир, а в нём нет ничего идеального. Правда, "диафрагма-затвор", да, это сильно... Какие познания были в фототехнике у того кто это рисовал? :D
Иконки - совершенно согласен! Они действительно должны были бы быть одного цвета. Ну, или хотя бы в одной гамме. Ну, или просто в одном стиле. А тут... Ой, боюсь даже если Apple одумается, заказчики уже будут хотеть своему приложению такие иконки, такие цвета, такие градиенты... Вспоминаю их, и глаза слезятся. А увеличенный радиус закругления - это всё, это атас...(
А вот про копирование всё же могу поспорить. Аспект больше политический, но Apple всегда придумывала что-то своё. Даже копируя, они делали это талантливо, улучшая первоначальную идею. Тут же... Тут с этим очень плохо. А главное в том, что самобытность и узнаваемость систему покинула. После неё и на ведройд перейти не так сложно

"Потому, что по нажатию на квадратные иконки - открывается приложение, а при нажатии на круглые - только включается/выключается какая-либо функция. =)"
Надо же, я честно не догадался :)

P.S. Ваши работы - это Мастерство. Я тянусь-тянусь, но пока далеко..
Спасибо за блог - Вас и читать интересно, и смотреть! :)
Владимир Медведевmedvedevphoto on July 1st, 2013 06:40 am (UTC)
Можно предложит опубликовать куда-нить а апплинсайдер (в рубрику "нам пишут") или айфонс.ру... Хотя они все зациклены на том, какие они крутые и часто не обращают внимание на своих читателей.

Про копирование тут такое дело. Есть очевидные вещи, которые лежат на поверхности. Разные мелочи, которые упрощают жизнь. Тот же блютус - надоело лазить в меню, чтобы включить его и он подцепился к машине. Или вай-фай - надоело лезть в меню, чтобы его выключить (а если не выключить, он будет спрашивать - подключиться ли к неизвестной сетке, во время движения на машине - достаёт, да и заряд зря кушает). Или яркость прибавить/убавить...

Они много лет принципиально не вводили эти функции... и что они этим доказали? =) В целом, это конечно не хорошо - воровать идеи из той же сидии или андройда и тд, но мне, честно говоря, даже всё-равно как они это делать будут - главное, чтобы пользоваться было удобно. Дело аппл - чтобы это выглядело красиво и гармонично, но важно и о функционале не забывать.

Честно говоря, за последние пару лет, всё, что аппл ввела хорошего - было скопированно так или иначе... Еслиб они немного пошевелились, то успели бы скопировать из сидии, то, что потом появилось в андройде :)) Но без этого использование телефона сильно теряет в удобстве.

Спасибо! И, удачи с распространением!

Edited at 2013-07-01 06:42 am (UTC)
legilegi on July 1st, 2013 01:18 pm (UTC)
странновато, ибо

>> Форсталл создал две эталонные операционные системы - Mac OS с её интерфейсом Aqua и iOS.

ничо он не создал. а кодировал куски и руководил группой разработчиков.



>> Но не удержался и откровенно заигрался в скевоморфизм.

разве он лично всё дизайнил в фотошопе?! не думаю, что он и давал дизайнерские наставления.




>> Один приверженец скевоморфизма,

этот ярлык нацепило ему СМИ



>> iOS это не просто операционка, это экосистема, её дизайн это ориентир для всех приложений. Но при этом сама она ничего не диктует. Это метроном - он не играет свою партию, а задаёт ритм.

нифига. до iOS 6 внешний вид практически не менялся, однако за 4 года появилось кучу приложений в разнообрахных стилях - от скеоморфизма до минимала аля clear. и все не зачемают как выглядит сама ОС.


>> С первых дней работы дизайнером я уяснил: градиенты от тёмного наверху к светлому снизу - это плохо.

вы загнали себя в рамки. примите лсд, чтоли.


>> решительно никак не сочитаются друг с другом, здесь и "flat style"-минимализм, и скевоморфизм,

сейчас они тоже не сочетаются. убер-детализация компаса VS "иконочность" диктофона, айтюнса и магазина, молчу про фотореализм на "фото".


>> Кстати, на этих примерах видно, что погоня за минимализмом (в данном случае отказ от теней) сыграл злую шутку. Иконки, а часто и их подписи просто сливаются с фоном.

будь вы внимательнее, вы бы заметили, что тени есть на сайте apple. https://twitter.com/yolegi/status/345191552131416064/photo/1/large


>> Про безалаберно сдвинутую от центра какую-то расплюснутую "нотку" промолчу.

Ваш пост от 24ого числа, и бета 2 от 24 числа http://www.iphones.ru/iNotes/308936, там есть про иконку iTunes. Что как бы намекает, нехер смотреть на версию для разработчиков людям с обострённым чувством прекрасного, а уж тем более делать выводы.


>> Зачем, зачем это нужно было делать вообще? Что не устраивало в старых, гармоничных, выверенных и проверенных годами формах?

новые углы закругления не айс смотрятся на неретине, а новые углы более хороши на ретине.


>> Цвета иконок ядовиты, чересчур ярки и "какие-то детские", всё это на фоне бело-серой гаммы интерфейса. Несмотря на стремление к максимальной лёгкости, разгруженности интерфейса и минимализму мы напротив получаем визуальный сумбур и перегрузку.

вы, как и 90% "аналитиков" не видите разницу между минимализмом и простотой. и фишка в том, что не было задачи сделать минимализм, была задача упростить интерфейс.

>> iOS всегда как раз отличалась сбалансированностью между деловой, "взрослой"

ага, приложение компас, или приложение акции с 15-мин задержкой котировок, или фотоиконка подсолнуха, или "квартет" геймцентра конечно же деловой стиль. или косяки с почтой для exchange-а, тоже неотъемлемый атрибут бизнес-фона.

>> Например, когда вы видели вращающийся вслед за наклоном телефона ползунок в приложении "Музыка" появлялось ощущение что это не просто бездушная железка. Нет, она сделана живыми людьми, с заботой о пользователе даже в самых мелких деталях, с любовью к своему творению.

вот это вообще смех. если бы об этом не написали СМИ, 99% что это никто бы и не заметил. Программист приложения случайно сделал фишку, которую олухи возвели на пъедестал. А то, что приложение нормально притормаживает, так это ок.


>> Семёрка - нет, в ней ничего этого не осталось.

Вам параллакс засунули.


>> Пропала цветовая дифференциация - теперь невозможно быстро определить по цвету "а что это за иконка, что она обозначает?",

С момента владения iPhone, начиная с осени 2007, я не смотря на иконки всё равно читал буквы, что за пункт меню.


>> а это один из самых быстрых способов ориентации
вы это напишите юзерам виндовсфона, где 3 цвета на всю систему - фон, текст и акцент.


















Андрейpalmindesert on July 7th, 2013 09:58 am (UTC)
Товарищ Legi, а вы тролль!
Ещё и заходите ко мне каждый день, проверяете что-то)
legilegi on July 8th, 2013 07:58 am (UTC)
>> Ещё и заходите ко мне каждый день, проверяете что-то)

wat?
legilegi on July 1st, 2013 01:19 pm (UTC)
>> Пропали внятные разделители. Вообще, чтобы что-то увидеть надо вглядываться.

пространство само по себе разделитель. или чтобы разделить в одной комнате 2 зоны, надо всегда чертить линию?

>> Серая каша.
а матрац в виде фона добавлял радугу?

>> теперь они все в одной куче, хотя друг к другу отношения не имеют.

Срочно смотреть сессию с WWDC!!!! там для таких как вы рассказывают, что теперь и как.


>> Так же и со шрифтами - заголовок программы слишком выделен (но я ведь и так уже знаю в какой я программе?) а элементы меню наоборот, выполнены тонким, плохо читаемым шрифтом.

это один из не многих моментов которые можно улучшить. слабое зрение? идём в настройки для ограниченных возможностей и делаем больше. но я бы сделал, чтобы шрифт становился более толстым при тех же размерах.

>> индикатор силы сигнала

у айва есть ответ, а у вас нет. поэтому вы в жж, а айв в Apple.


>> Вовсе бредовое и неудобное решение - например, изменить способ вызова Spotlight с логичного перелистывания экранов на абсолютно не интуитивный свайп из центра.

смех. за время существования iOS возникла куча де-факто UX жестов, которые куда логичнее чем старые методы. Pull-to-refress, tap to clock for top scroll, swipe for actions, и если бы вы были нормальным пользователем iOS, то знали бы, что для поиска есть жест pull-to-search. он есть где необходим. теперь это и касается spring board-a.



>> Ну как, сразу узнаёте где музыка, где сообщения, где календарь не правда ли?)

Срочно смотреть сессию с WWDC!!!! там для таких как вы рассказывают, что теперь и как.


>> Посмотрим поближе на календарь

смотреть его надо в действии, а не на картинках.


>> Многого нужного нет (отключение 3g, например),

а с чего вы решили что оно нужно? мне оно не нужно, айву не нужно, эдди кью не нужно, а какому то жж-исту стало нужно.


>> Постоянно отображаются так же и закрытые (!) приложения.

Закрытые можно выкинуть вверх.


>>iOS всегда дарила пользователю ощущение интимности и безопасности, защищённости от посторонних взглядов. ... Теперь там холодно, никакой защищённости.

Что курите?


legilegi on July 1st, 2013 01:19 pm (UTC)
>> Слишком сильная харизма самой системы не даёт свободы самовыражения для приложений. И минимализм, как ни странно - весьма харизматичен! Посмотрите на очень интересное дизайнерское достижение - Metro. Я очень люблю его, но система обладаем серьёзным недостатком - она слишком жёстко диктует рамки для приложении, и получается что "все заборы - одним цветом". Как не странно, сдержанный скевоморф даёт больше свободы. Именно так было в iOS - приложения были самых разнообразных стилей: плоские, выпуклые, подражательные и аскетичные, и все смотрелись гармонично.

Приложения остаются. К чему эти слёзы?

>> После анонса я немного пообщался с коллегами-"мобильниками". Я несколько раз слышал, хотя и полу в шутку но с грустью в голосе - "Из профессии уходить что ли?"

Ну, их пиксель-дрочерство никому не было нужно. Как приавло выстреливают приложения из-за функциональности, но не из-за иконок.



>> Истина рождается в споре? Нет! У вас никогда не получился цельного и выверенного продукта когда ваши подчинённые "демократическим путём" тянут всяк в свою сторону и решают какие детали какими должны быть.

забыли что сами выше писали?

>> Стив (да, мой добрый приятель Стив ;) играл на разности подходов и вкусов Форстала и Айва. Один приверженец скевоморфизма, другой - ярый минималист, яркие противоположности. Именно эти противоположности, именно их соединение, сплав, породили тот неповторимый стиль Apple, сочетающий в себе и выверенный, строгий облик, и человеческую теплоту.

Айв сделал тоже самое.


>> Кук предстал очень недальновидным человеком.

Кук красавчик. Сделал всё, что было в его силах. Деньги в Эппл идут не от софта, а от железа. За железо рулит Айв. Теперь сплав железа и софта будет лучше.


>> Apple всегда была над миром дизайна, как гуру, если хотите

То они гуру из-за того, что плевали на всё, то теперь

>> Теперь я вижу что её дизайнеры - одни из многих, и не самые лучшие.

>> ЧЁРТУ ЭТО БОЛЬШИНСТВО! Если бы Джобс слушах его, Apple никогда бы не стала собой.
Во-во. Посмотрите на себя и идет к черту :) Дизайнеры-марзаматики.


>> Кстати, если на iOS6 мы ещё сможем посидеть год-два (а потом перейти на Windows Phone;))
Ага. там уже точно среди 3х цветов и углов в 90 градусов есть где развернуться.


>> Куку - чтобы не быть съеденным вспомнить крутонравого Джобса и поставить всех по струнке смирно.

Кук математик. У него нет вкуса.



>> В завершение - несколько откликов обычных пользователей

У системы нет сейчас пользователей, есть только разработчики. И школота дорвавшаяся до прошивки.


>> Уже после написания статьи увидел концепт. http://www.behance.net/gallery/iOS-7-Redesign/9271243.

Вот это реальное УГ. Пластилиновый стиль, однообразная концепция, иконки оторваны от жизни и нововведений ОС. т.е. типичная реакция на "ну как вам битлз? да фигня. а вы слышали? нет, мне рабинович напел"


В общем, что есть сказать:

1. Всем похер на мысли дизайнеров, отзывы и т.п., т.к. уже сейчас iOS "делает" не сама ОС, а приложения. И как я сказал в начале, стилистика текущих приложений от хард-скеоморфизма, до крутого минимала. и нормального флета как у Фейсбука, твиттера и инстаграмма.

2. Скеоморфизм пишется без В.

3. чтобы понять стилистику внешнего вида, надо знать задачу по модернизации. А задача была в том, чтобы задействовать текущие возможности - gpu, sensors, cpu,ppi, - это вылелось в - blur, 3d gyro anim, хорошую анимацию (см на календарь, сафари), шрифты. И этот сплав даёт новый UX, который куда интереснее текущих на рынке.

bonus track: иконка сафари в ios - самая крутая. яркая, детальная, свежая.
(Anonymous) on July 1st, 2013 09:46 pm (UTC)
Возможно не в тему сказано, но все же
Недавно готовил старый iMac к продаже, откатился на Snow Leopard с Mountain Lion. И как-то почувствовал в Леопарде больше души, больше живого. Такие тенденции...
Андрейpalmindesert on July 7th, 2013 09:58 am (UTC)
Re: Возможно не в тему сказано, но все же
Да..(
Александр Бардинalexandrbardin on July 16th, 2013 06:23 am (UTC)
Добрый день.
Специально для того , чтобы написать комментарий для этой статьи очень долго и нудно искал пароль на почте. Однако, это отхождение от темы.
Хочу однозначно сказать , что ваша статья очень познавательна и во многом я с вами наверное больше согласен , чем нет. И все таки я хотел бы высказать собственное мнение на этот счет. Мы знаем компанию Apple, как нечто , что совершило переворот в нашей повседневности. Выход IPhone и iPad служат этому подтверждением. И после этого можно поставить восклицательный знак и особо выделит НО. После выхода первой iOS , система практически не притерпела крупных функциональных и визуальных изменений. Вы, конечно , можете отметить несомненно крупные нововведения , такие как Siri, но мне по какой то причине хочется назвать это крупным блоком инноваций, которые были однозначно прогрессом именно в своей сфере. В противовес этим оригинальным приспособлениям, мы не видели прирост функциональности присущей конкуренту Apple, на пространстве производства мобильной платформы android. Я надеюсь, вы не будете спорить, что несомненно удобной вещью является виджеты и панель управления. Когда я говорю виджеты, я не предполагаю захломления рабочих столов или экрана блокировки, как сейчас происходит на Android, что очень меня лично удручает. Я говорю о тех вещах, что скрипя сердцем Apple интегрирует в свою Os. Виджет управления музыкой, это же ли не прекрасно. Это огромный прирост в удобности. Но это всего лишь уточнения интересующей нас темы. Суть заключается в необходимости для Apple увлечения функциональности системы , засчет того, чтобы не побрезговав взглянуть на соревнующиеся с ней Os , и по необходимости взять оттуда определенные идеи! Однако, сейчас мы увидели пример как этого делать определенно не стоит. Такое чувство , что Джонатан Айв , открыл исходный код и макеты Android разработчиков и начал прикручивать к IOS. Один вид новой многозадачности говорит об этом. У меня до сих пор вызывает некую дрожь анимация и вид этой системы на моем iPad. Обусловить такой ход конем и полную перерисовку всей iOS , по моему можно объяснить, перехода Apple к некой новой концепции. Не нужно смотреть далеко. Макеты и фотографии бюджетного IPhone, что если честно вызывает у меня нервные смешки, концепция iPad mini в изменении дизайна, да на крайний случай Mac Pro. Все они выглядят более элегантно , скромно и футуристично, даже детские iPhone. И именно эти концепции заставляют задуматься куда течет направлений мыслей у руководителей компании Apple . Компания переходит в новый этап своего существования, да это выглядит ново и не знакомо, да мы не можем понять, что именно хочет сделать Apple, и почему она так резко (для нас) меняет те стереотипы, сложившиеся у нас в голове при слове Apple. Apple за время существования приучила нас к однообразию, но мы не должны забывать как удивила она нас всех впервые. И говоря изменения iOS ,мы теперь должны подразумевать изменение всего. Я надеюсь , что кто то прочитает мои мысли. Это моя точка зрения, и не 100%, что она правильна.
Андрейpalmindesert on July 16th, 2013 04:06 pm (UTC)
Практически во всём соглашусь с Вашим мнением! Но мне кажется, не только то как и какие изменения происходят в компании (и системе) сейчас важно. Ещё свежа память о Джобсе, и Apple полностью с ним ассоциируется. Получается очень опасная для резких изменений ситуация - слишком легко потерять доверие и благосклонность клиентов. В столь долго и плавно развивавшейся системе такие революции вряд ли приведут к успеху, особенно будучи не подкреплёнными авторитетом Джобса, и особенно не принося что-то новое, а заимствуя не лучшие решения у конкурентов. Не даром очень часто говорят "При Джобсе такого не было!". И это правда, безалаберность в реализации идей, да и сами идеи очень странные для Apple. Это всё на фоне ухода Джобса может больно ударить по имиджу компании.
Вообще даже понять не могу, неужели Джобс был единственным человеком, который понимал как всё это должно быть сделано? Не думаю что он одобрил бы хотя бы один Control Center, не говоря уже о прочих решениях...
Романтичная маньячка =)juliettatrue on September 20th, 2013 09:30 am (UTC)
а новые рингтоны?? это вообще песня) некоторые напоминают полифонические мелодии в моем бывшем допотопном панасонике) и звучание и мотивчик))
badevladbadevlad on October 12th, 2013 08:53 pm (UTC)
> UPD. Ищу инвайт на Хабрахабр для публикации этой статьи!

Для публикации статьи на Хабре не нужен инвайт. Совсем даже наоборот: инвайт выдается за публикацию в «песочнице» статьи, понравившейся сообществу.