Андрей (palmindesert) wrote,
Андрей
palmindesert

  • Music:

Джони, за что?! Системный анализ iOS7

UPD. Ищу инвайт на Хабрахабр для публикации этой статьи!

Привет!
Выпуск iOS 7 вызвал у меня тяжёлые чувства. Я смотрел обзоры, читал мнения экспертов, но так и не услышал того, что хотел сказать сам. Поэтому я решил что не могу молчать и провел системный анализ новой операционки с точки зрения дизайнера. Попытка осознать, что это всё значит для пользователя, дизайнерского сообщества и самой компании.


Предпосылки

Форсталл создал две  эталонные операционные системы - Mac OS с её интерфейсом Aqua и iOS. Но не удержался и откровенно заигрался в скевоморфизм. Сначала всё было очень здорово, но в последнее время... Некоторые приложения стали напоминать визуальную репрезентацию популярного на американском (теперь и на русском) ТВ стиля разговора с публикой как с недоразвитыми.
OS-X-Lionmzl.rardyswe
Посмотрите на Photobooth и iMovie. Ощущение что мне через экран говорят "утю-тю, посмотри какая тут сценка, а вот какой тут занавес, а вот посмотри какая тут кнопочка, утю-тю!". Чрезмерная иллюстративность, какое-то подобие ролевых игр на шоу Малышевой - это чересчур. Но увольнение Форстала, столь долго работавшего над системой, её создателя - это было ещё более чересчур, это была роковая ошибка.


Стив (да, мой добрый приятель Стив ;) играл на разности подходов и вкусов Форстала и Айва. Один приверженец скевоморфизма, другой - ярый минималист, яркие противоположности. Именно эти противоположности, именно их соединение, сплав, породили тот неповторимый стиль Apple, сочетающий в себе и выверенный, строгий облик, и человеческую теплоту.

В работах Айва ярко видно стремление к совершенству в лаконичности. С каждым новым проектом его линии становятся всё более выверенными, всё ближе к идеалу. Но природа идеала в том, что он скучен. Он вызывает восхищение, но не вызывает эмоциональной привязанности. Самым важным в продуктах Apple всегда было впечатление, ощущение от продукта, от общения с ним, и "подражательный дизайн" обеих операционок очень удачно балансировал холодность алюминия. Убрать Форсталла здесь - значит непременно нарушить баланс. Но он уволен.


Последствия

Они уже достаточно тяжелы и вряд ли обратимы. Новая iOS лично меня шокировала. При чём не той холодностью и выветренностью линий которую мы видели в железе, а скорее наоборот, неаккуратностью, непродуманностью и абсолютной безличностью.
Вообще, надо понимать, что iOS это не просто операционка, это экосистема, её дизайн это ориентир для всех приложений. Но при этом сама она ничего не диктует. Это метроном - он не играет свою партию, а задаёт ритм.
Поэтому революция после 6ти лет эволюции - это очень грубо. Нельзя менять такие вещи так резко, получается даже не революция - вооружённый переворот. И ладно если бы он открывал новые горизонты и уникальный дизайн нового времени, как первый вариант iOS, нет, он слишком много подражает, копирует, перенимает и выполнен очень спорно даже с профессиональной точки зрения.

Чем глубже погружаешься в изучение нововведений в системе тем ярче начинает быть заметен один важный момент - между профессиями графического/UI и промышленного дизайнера разница очень велика. Семёрка отрисованна во многом непрофессионально, решения непродуманы и неудобны. Неужели Айв оказался в роли новичка? Кажется, именно так, и это показывают многие детали.


Разбор полётов. Дизайн

Первое что бросается в глаза это иконки.
С первых дней работы дизайнером я уяснил: градиенты от тёмного наверху к светлому снизу - это плохо. Они, в отличии от светлого наверху и тёмного внизу, которые создают достоверное ощущение объёма, выгнутой поверхности подсвеченной сверху, выглядят плоско и дёшево, ломая восприятие объёма в изображении. Приблизительно так же воспринимаются переходы от одного цвета к другому когда верхний цвет визуально более насыщен чем нижний. Здесь мы видим обилие таких градиентов.
Dock_7
Иконки решительно никак не сочитаются друг с другом, здесь и "flat style"-минимализм, и скевоморфизм, и нечто настолько нелепое, чему ещё даже не дали научного обозначения.
diffIcons
Кстати, на этих примерах видно, что погоня за минимализмом (в данном случае отказ от теней) сыграл злую шутку. Иконки, а часто и их подписи просто сливаются с фоном.

"Настройки" и вовсе - какой-то стим-панк
Settings7

Заставляют заострить на себе внимание эти два экземпляра:
7_iTunes
Вам не кажется что здесь есть какая-то дисгармония?..
Вот для примера старые варианты
6_iTunes
выстраиваем руллеры по закруглениям иконок:
6_iTunes_rullers
7_iTunes_rullers
С какого дуба рухнул рисовавший их дизайнер? Про безалаберно сдвинутую от центра какую-то расплюснутую "нотку" промолчу. Про цвета тоже (о них ниже). Но здесь же на лицо диспропорции! Посмотрите как точно соответствуют границы закруглений и пиктограмм на иконках из 6ки и какое нецензурное безобразие мы видим в семёрке!
Они убийственно примитивны и неинтересны.
Углы стали более закруглёнными - шаг ничего, кажется, не меняющий, но совершенно неоправданный и нарушающий очень тонкий баланс. Вообще, игра с закруглениями очень сложна, чуть больше, чуть меньше - уже не то. В iOS с первой версии был очень точно найден баланс. Здесь - уже не то. Мне вспоминаются бездарно скруглённые углы Galaxy S3-4 и вот это чудо природы с его иконками:
nokia-9502Зачем, зачем это нужно было делать вообще? Что не устраивало в старых, гармоничных, выверенных и проверенных годами формах? Нововведение ради нововведения, добавляющее головной (и просто) боли разработчикам и дизайнерам, ломающее выверенность интерфейса. И оно не единственное в этом ряду.
Цвета иконок ядовиты, чересчур ярки и "какие-то детские", всё это на фоне бело-серой гаммы интерфейса. Несмотря на стремление к максимальной лёгкости, разгруженности интерфейса и минимализму мы напротив получаем визуальный сумбур и перегрузку.

iOS всегда как раз отличалась сбалансированностью между деловой, "взрослой" сдержанностью и некоторыми элементами дарящими детский восторг первооткрытия чего-то нового, какие-то маленькие и незаметные сперва, но очень важные детали. Например, когда вы видели вращающийся вслед за наклоном телефона ползунок в приложении "Музыка" появлялось ощущение что это не просто бездушная железка. Нет, она сделана живыми людьми, с заботой о пользователе даже в самых мелких деталях, с любовью к своему творению. И такие моменты были разбросаны по всей системе, она была живой и тёплой, но при этом стильной и выдержанной. Семёрка - нет, в ней ничего этого не осталось.

Стремление к лёгкости, повсеместное выкорчёвывание текстур, теней, попытка стереть границы между элементами интерфейса и максимально их упростить привели к обратному - к усложнению восприятия, неочевидности и перегруженности.
Сравниваем:
iphone_5_privacysettings-ios-7
И так, в 7 у нас пропали незаменимые для быстрой и интуитивной работы в интерфейсе особенности:
Пропал контраст - теперь нужно вглядываться в тонкие надписи. Всё стало более тонким и менее заметным
Пропала цветовая дифференциация - теперь невозможно быстро определить по цвету "а что это за иконка, что она обозначает?", а это один из самых быстрых способов ориентации
Пропали внятные разделители. Вообще, чтобы что-то увидеть надо вглядываться.
Серая каша.

Там где не надо - контраст снижен. Как раз в меню его теперь не хватает, светло-серые переключали еле заметны и растворяются на белом фоне. А там где контраст не нужен, где начинает забирать на себя слишком много внимания - он есть. Взгляните
topBars
В всё том же стремлении к лёгкости были убраны границы логических элементов интерфейса: статус бар - заголовок программы - экран программы. На первый взгляд должно стать свободнее, ведь деталей меньше? А вот и нет! Напротив, теперь они все в одной куче, хотя друг к другу отношения не имеют. Так же и со шрифтами - заголовок программы слишком выделен (но я ведь и так уже знаю в какой я программе?) а элементы меню наоборот, выполнены тонким, плохо читаемым шрифтом.
Здесь же заметно ещё одно странное, нелогичное изменение ради изменения - индикатор силы сигнала. Теперь это не "столбики", а кружки. Занимают в полтора раза больше места. В то же время мы до сих пор не можем убрать название оператора. Где логика?
Вовсе бредовое и неудобное решение - например, изменить способ вызова Spotlight с логичного перелистывания экранов на абсолютно не интуитивный свайп из центра. Таких решений не мало, и мне кажется они не имеют права на жизнь, исключительно ухудшая инстинктивность системы

Приложения - это совсем грустная тема. Они стали настолько скучны и безличны, что пользоваться ими не очень хочется...
apps
(НЕТ! Я не слушаю Михайлова, это не мои скриншоты!)
Ну как, сразу узнаёте где музыка, где сообщения, где календарь не правда ли?)
Какая там эмоциональная привязанность? Теперь эти аппы скучны и серы как... Даже не знаю как что. Они как PowerPoint и WordPad - просто есть, но сами никакие и пользоваться ими совсем не хочется.

Посмотрим поближе на календарь
7_calendar_2
Снова обращаю ваше внимание - совершенно никакого разделения логических групп элементов интерфейса. Здесь у нас есть (должны быть) следующие группы: статусная строка, заголовок с кнопками, строка дней недели, сам по себе календарь, нижние меню. Где вменяемые разделители между ними? Всё в одной куче. Первые три группы вообще никак не разделены. Это приводит только к сумбурному восприятию происходящего.

На презентации иконки меня убили сразу. Но ещё до того, на первых кадрах ролика я всё понял. По одной маленькой детали
7_lockscreen_arrow
Стрелочка локскрина. Не знаю почему, но она сразу мне всё сказала - ничего хорошего ждать не надо...
и буквально через минуту я убедился что это правда
ku-xlarge
Потрясающий, сбивающий с ног дизайн! У меня такие шедевры получаются только когда я очень спешу и пытаюсь впихнуть в уже готовый дизайн кучу дурацких поправок клиента, лишь бы отвязался. Это сделано в Apple? А мне кажется что это сделано на халтурку учеником захолустного ПТУ. Почему?
Во-первых элементы просто набросаны один на другой, видимо, в условиях недостатка пространства. Их очерёдность никак не диктуется смыслом или удобством пользования. Многого нужного нет (отключение 3g, например), но зато есть таймер и калькулятор. Как будто в противовес "куче моле" элементов приложений здесь сделаны очень контрастные и жёсткие границы, хотя как раз здесь они и не нужны - с одной стороны снова перегрузка, с другой просто самих элементов не так много чтобы их так разделять. Почему открывается эта шторка только на три четверти? Тоже непонятно. Почему иконки сверху - круглые, а внизу квадратные? Так же не ясно.
А самое главное - линии иконок настолько тонкие, настолько они сами не контрастны, что часто вовсе невидны.
Приблизительно то же можно сказать о новом центре уведомлений.
Кстати, обратите внимание, что прозрачность часто делает элементы похожими не на матовое стекло через которое что-то просвечивает, а на серую, пятнистую кашу. Хотя в некоторых случаях, особенно с контрастными иконками/картинками на фоне выглядит она потрясающе красиво! Очень хорошее (хотя и что-то напоминающее...) решение, однако оно почти погублено неудачной реализацией.

Facetime и "телефон" вызывают так же не мало вопросов. Какое отношение их внешность имеет к их предназначению?

Очень разочаровали новые "жиденькие" папки. Видно в них что либо так же посредственно
IMG_0186IMG_0199

Любопытная деталь - в то время, когда все приложения уходят от нас в "абстрактный флэт-стайл" мы видим новую "камеру"...
7_camera_1
Вроде тоже ни намёка на скевоморфизм. Но ведь шрифты явно отсылают нас к фототехнике 70-80х. Названия режимов перекатываются на "барабанчике", это хоршо видно по надписи "pano". Кто-то всплакнул по старине Форсталлу?)

А вот и второй "венец творения" после контрол-центра
completely-close-out-running-applications-iphone-ios-7-save-battery.w654
Очень сложно связать нижний, сдвинутый по отношению к скриншотам ряд иконок и сами скриншоты приложений. Постоянно отображаются так же и закрытые (!) приложения. Но главное - почему при таком обилии концептов и твиков, очень элегантно решающих эту задачу нужно было так бездарно КОПИРОВАТЬ Andriod???

Система слишком забивает восприятие собственным дизайном. А это не правильно - свобода самовыражения должна быть у приложений. И сама её внешность слишком банальна. Каждый раз после кучи концептов я сомотрел на реальную систему и думал - "да, это не то что фантазируют какие-то школьники, это - вещь!". Сейчас я смотрю и думаю - "это какой-то бесвкусный, бредовый концепт".


Индивидуальное восприятие

(Здесь я специально сильно сгущаю краски и утрирую, это всегда был лучший способ проанализировать впечатление от дизайна и найти точки напряжения)

iOS всегда дарила пользователю ощущение интимности и безопасности, защищённости от посторонних взглядов. Весь дизайн системы об этом говорил. В новой версии, с злоупотреблением светлыми оттенками, особенно белым, ядовитыми цветами иконок, стиранием границ между элементами интерфейса, у юзера больше нет того ощущения. Теперь там холодно, никакой защищённости.
Должен признаться, я всегда не любил Android за неаккуратность, непродуманность, но больше всего отличилась бездарнейшая оболочка от Samsung TouchWiz. Когда пользуешься ей ощущение что сидишь в луже, которое подкрепляется постоянным бульканием из недр смартфона. Это антипод iOS. Но "семёрка" пошла на сближение с ним! Мне там больше не комфортно, я как выставлен на витрине перед всем интернетом...
Они опустились на уровень тех, кому всё равно что они делают, всё равно талантливо это или бездарно, которых интересует только то, сколько им приносит это прибыли

Если говорить эмоционально, то мне в разговоре о iOS 7 приходит ассоциация - жидкий.


Влияние на мир дизайна или "я ухожу из профессии!"

Слишком сильная харизма самой системы не даёт свободы самовыражения для приложений. И минимализм, как ни странно - весьма харизматичен! Посмотрите на очень интересное дизайнерское достижение - Metro. Я очень люблю его, но система обладаем серьёзным недостатком - она слишком жёстко диктует рамки для приложении, и получается что "все заборы - одним цветом". Как не странно, сдержанный скевоморф даёт больше свободы. Именно так было в iOS - приложения были самых разнообразных стилей: плоские, выпуклые, подражательные и аскетичные, и все смотрелись гармонично.
После анонса я немного пообщался с коллегами-"мобильниками". Я несколько раз слышал, хотя и полу в шутку но с грустью в голосе - "Из профессии уходить что ли?". Действительно, годами устанавливавшиеся традиции дизайна мобильных приложений сломлены.
Я, кстати, не очень представляю в новой системе например такие иконки
icons_800px
Apple убивает целый мир, созданный ей же самой, прекрасный мир живого, тёплого дизайна, не оставляя ему даже шанса.

Да, и вы представьте, хотя бы, какую титаническую работу нужно проделать чтобы увеличить это дурацкое скругление углов!!! Проще нарисовать новую иконку. На это и рассчитывают что ли?


Политический аспект

И так, теперь мы увидели что новая система просто непрофессионально отрисована. И, наверное, это дейсвительно вызвано тем что гениальный Айв занялся не своим делом и оказался в положении новичка. Но есть и другой аспект, и он куда хуже.
Появилась информация, что Айв решил пересмотреть процесс работы над системой:
"Ранее все элементы, в том числе и иконки создавались командой, которая занимается непосредственной разработкой дизайна приложений. Главный дизайнер компании Apple Джонатан Айв изменил структуру работы. Теперь в процесс включен и отдел маркетинга, который не просто участвует в обсуждении, но и создает свою версию нового дизайна. Именно их труды мы можем лицезреть на данный момент времени в iOS 7".
Это худшее что можно было придумать.
Истина рождается в споре? Нет! У вас никогда не получился цельного и выверенного продукта когда ваши подчинённые "демократическим путём" тянут всяк в свою сторону и решают какие детали какими должны быть. Пусть так работают бездари в Google. Здесь нужен диктат, чёткая линия которой следуют все, цельное видение конечного результата, то, что было при Джобсе. Иначе - ничего не выйдет. И становится хорошо понятно, почему эта система так похожа то на Android, то на Win Phone, почему она не показывает нам новый уникальный дизайн а перенимает модные ныне, сиюминутные дизайнерские веяния и тенденции. Это непозволительно для Apple. НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО! Это предательство её основ, это катастрофа для и компании и мира дизайна.

Эта система попирает самые основы, даже гайды Apple по дизайну.

Кук предстал очень недальновидным человеком. Он не мог не понимать, зная об отношении Айва к Форсталлу и его творениям, что получив над нимим власть Айв разрушит их до основания. Так и происходит. Система стремительно теряет своё лицо, компания теряет своё лицо.
Apple всегда была над миром дизайна, как гуру, если хотите. Теперь я вижу что её дизайнеры - одни из многих, и не самые лучшие.
Она прогибается и заимствует идеи и их воплощение на самых бездарных и бесвкусных примерах, при чём у тех, кто нагло воровал у неё. И сама воплощает их на уровне дизайнеров Самсунга. Неужели это вкус большинства? Если так - К ЧЁРТУ ЭТО БОЛЬШИНСТВО! Если бы Джобс слушах его, Apple никогда бы не стала собой.

Я не уверен что что-то ещё возможно исправить. Но если этого не сделать, "семёрка" станет началом конца. Как в прошлый раз уход Джобса стал началом конца Apple. Но он уже не вернётся.

Кстати, если на iOS6 мы ещё сможем посидеть год-два (а потом перейти на Windows Phone;)) то я лично очень переживаю за Mac OS. Если мы лишимся и её я никогда не прощу Айва!


Что надо было сделать?

Буйный скевоморфизм часто становится неопрятным. Это произошло и с айОсью. Например, если сравнить старую клавиатуру и новую, я почти однозначно за новую - она практически такая же, но гораздо аккуратнее, чётче
keyboard
Но, правда, всё же слишком плоская ;)
Систему нужно было просто причесать, приглушить кричащие текстуры, чуть-чуть обуздать градиенты. Нужно было придать линиям больше чёткости. Не более! Жизнь такой системы должна проходить в эволюции, революция её убъёт. Тем более такая революция.

А если хотите повернуть мир дизайна от скевомрфизма (от которого он и так постепенно поворачивается, спасибо Microsoft) нужно было показать пример собственными приложениями. Сейчас, прямо скажем, пример этот - тоска зелёная серая.


А что делать теперь?

Отдел маркетинга навечено лешить доступа к Фотошопу.
Джонатону Айву - немедленно взять полный контроль над всем, решительно всем в системе. Лучше неделями не спасть по ночам и собственноручно отрисовать каждую иконку чем после таких успехов в мировом дизайне остаться в истории как создатель "этой ужасной семрёки". Но лучше (и даже неообходимо) будет полностью отказаться от уже сделанного и просто причесать дизайн iOS6. Иначе сэру Айву до конца жизни придётся сожалеть о таком решении.
Куку - чтобы не быть съеденным вспомнить крутонравого Джобса и поставить всех по струнке смирно. Не давать милимализму править бал в системе и вернуть баланс сил "абстрактного" и "подражательного" дизайна, восстановить прежную структуру работы над системой. Главное сейчас - умеренный консерватизм и осторожность.


Что мы можем сделать?

Закидать бассурман гневными требованиями вернуть старый дизайн, например написать сюда, подписать петицию или отправить на адрес tcook@apple.com и Feedback@apple.com что-то типа этого:

"Dear Apple,
I was always a big fan of your work and products, you was inspiring me for years and years and you're product was always the best. But we, both your fans and tipical users, dislike new iOS7 so much, that we'll never use it! It's like a nightmare for us to see it! We're affraid it could be the start of the end for Apple, at least the end of our use of your products. SO, FU*** BI***, OPEN YOUR EYES AND BRING BACK iOS6 STYLE!
Truly yours

Anri"

Если не одно такое (ну, не обязательно точно такое)) долетит до Apple, если они поймут что нам это не нравится - я думаю они всё же могут передумать. Иначе...


P.S.

В завершение - несколько откликов обычных пользователей под одним обзором. Собственно, всё что стоит сказать об этой системе:

"Да, смотря сравнительные скриншоты до и после, впечатляет, насколько слили то удобство и эргономичность, что была раньше. Шрифты, Сплошная белёсость, лаконичная каша с плохой наглядностью. Календарь... ну и говно. Калькулятор – ****. Диктофон вообще выпилили, видать, кому-то он сильно мешал. Некоторые пишут, мол "надоело". Как-будто это игрушка (хотя, может для них смарт и есть игрушка). Типа, нового чего-то захотелось. А через дверь вам не надоело выходить? Может нужна какая-то новизна, типа, можно через окно теперь. Ничего, что будут переломы, главное, что новое! А на унитаз вам не надоело ходить? Может стОит попробовать в комнате? Зато что-то новенькое! Видимо, толпе мало фана по телеку, надо и здесь тоже, лишь бы новое, и ниип*т, что там вытворят."

"Жаль, что теперь это потеряно. iOS, как оказалось, больше не будет глотком свежего воздуха в мире уродливых бездушных вырвиглазных интерфейсов."

"Без сквеморфизма, apple унылое, однообразное г. Айв лишит операционку индивидуальности. Т.е. кастрирует ее. Людям нравятся вещи, сделанные из красивых качественных материалов. И на экране та же история, приятнее видеть контакты похожие на телефонную книжку, калькулятор похожий на реальный калькулятор, а не одинаковые квадраты с надписями. Кстати W8 Айву в руки, или пора менять кампанию. Все производители пытаются выделить индивидуальность именно своих устройств, но не всем похоже понятны такие простые вещи, жаль."


P.P.S.

Уже после написания статьи увидел концепт. http://www.behance.net/gallery/iOS-7-Redesign/9271243. Не бесспорно, но очень инетерсно! Этот человек ведь смог профессионально нарисовать интерфейс? А Apple???
Если бы iOS7 была такой, мне бы понравилось.
Tags: apple, ios, ios beta, ios7, jony ive, Айв, Джонатан Айв, Джони Айв, дизайн, мобильные приложения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments